Трубач и джазовый композитор, один из самых оригинальных джазовых музыкантов в Европе. Родился 11 июля 1942 года в Жешуве.
С начала 60-х гг. прошлого века Станько относится к важнейшим музыкантам польской джазовой сцены. Он сильно повлиял на ее развитие и достижения. Преимуществом Томаша Станько является индивидуальный тон, настроенческая атмосфера, славянская меланхолия, легко узнаваемая с первых звуков характерного звучания трубы. Музыкант записал около сорока авторских альбомов, сочинил музыку к нескольким десяткам фильмов, в т.ч. «Проказа», «Дыра в земле», «Прощание с Марией», «Рейх», «Стиратель», и к театральным постановкам - «Балладина», «Ненасытность», «Роберто Зукко», «Освобождение».
Станько очарован творчеством Винсента Ван Гога и Амедео Модильяни, книгами Джеймса Джойса, Франца Кафки, Уильяма Фолкнера. Корни музыки, которую он пишет, - в кул-джазе в его классической версии 50-60-х гг.
«Меня всегда интересовала традиция, - говорит Станько. - У Кшиштофа Комеды мы, главным образом, слушали Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна. Они меня вдохновляли. Конечно, важен был также Орнетт Коулман, но, скорее, не как образец конкретной музыкальной традиции, а как пример отношения к искусству - пример поиска и бунта».
Станько бывал эксцентриком и провокатором, играл, используя длинные открытые free-структуры. Одним из самых важных элементов его музыки являются спонтанные, кипящие энергией импровизации, которые складываются в хорошо продуманное, последовательное единство. В интервью Томаш Станько часто признается:
«Джаз быстро становится привычкой. Я не занимаюсь ничем другим. Игра на трубе - это моя жизнь. Для меня в джазе важнее всего импровизация, то есть роль креативности в процессе творчества. Своеобразные звуковые ассоциации, совершение выбора, философия ошибки. На самом деле я создаю шифры, которые дают возможность импровизировать. Это возможно, потому что музыка абстрактна и даже минимальное изменение темпа создает совершенно иную фразу. У меня есть свои любимые аккорды, которые я могу менять так, чтобы за одну секунду лирическое настроение перешло в ярость».
Второй важной составляющей произведений Томаша Станько стала сильно развитая мелодика - в основном, насыщенная лирикой и романтической мечтательностью. Третьей, такой же важной частью музыкального языка Станько, как импровизация и мелодика, является звучание его трубы. Роберт Бучек в книге «Краковский джазовый путеводитель» пишет:
«Это «грязное» звучание, а одновременно удивительно прозрачное, проникающее вглубь сердца, иногда напоминающее крик, а иногда всхлипы. Звучание богатое и, как все творчество Станько, очень личное и легкоузнаваемое. Это звучание, объединенное с любимыми трубачом изменениями мелодии, становится совершенно сумасшедшим, эмоциональным, иногда даже болезненным. Музыка Станько - это своего рода музыкальная версия экзистенциальной философии. Боль, сопутствующая существованию, вписывается в звучание, способ деления на фразы и выразительные средства, которые использует Станько».
Теги: #BestJazz #TomaszStankoQuintet #Poland
(#FreeJazz\#AvantGardeJazz\#JazzFusion)